Прорывы российской науки: что обсудили Путин и Ковальчук на встрече в Кремле

О новых прорывах российской науки президенту в Кремле 23 сентября доложил глава “Курчатовского института”. Достижения охватывают сразу несколько областей – от атомных батареек и квантовых сетей до глубоководных аппаратов и двигателей для полетов в дальний космос. Разноплановость исследований подчеркнул и Владимир Путин, указав, что “Курчатовский институт” превратился в целую агломерацию учреждений. Подробнее – в сюжете корреспондента РЕН ТВ Виктора Синеока.

Поделиться 2024-09-23T17:28:47+03:00 Прорывы российской науки: что обсудили Путин и Ковальчук на встрече в Кремле Прорывы российской науки: что обсудили Путин и Ковальчук на встрече в Кремле

По форме – встреча, по сути – отчет о научных прорывах.

“Ну, “Курчатник” – это уже не институт, это целая агломерация различных учреждений, причем так разнопланово развивается и занимается практически чуть ли не всеми направлениями исследований, да? Что, как вы думаете, является все-таки приоритетным?” – поинтересовался президент РФ Владимир Путин.

Вы знаете, Владимир Владимирович, приоритетом является то, что вы определили своими указами“, – ответил руководитель Национального исследовательского центра “Курчатовский институт” Михаил Ковальчук.

Всего этих указов шесть, но направлений работы Национального исследовательского центра “Курчатовский институт” – тысячи. Михаил Ковальчук рассказал про главные, и некоторые разработки Путина особо заинтересовали. Например, новый обитаемый аппарат для контроля нашего газопровода в Черном море. Опускается он на глубину до 2,2 тысячи метров.

На Севмаше, например, заложен сейчас аппарат, вот помните, вы опускались, бриг смотрели, затонувший на Балтике бриг “Олег“, – уточнил Ковальчук.

Два километра я опускался на Байкале, 1,9 километра с чем-то“, – вспоминает Путин.

Здесь 2,2 километра, это обитаемый аппарат. И сейчас мы создаем тоже с “Газпромом” аппарат телеуправляемый, который выбрасывается оттуда и на кабеле ходит, для проверки этих манифольдов и всего “Газпрома“, – добавил Ковальчук.

На такой глубине в Черном море, я думаю, ничего не видно. Сероводородная среда“, – отметил российский лидер.

Президент знает это на собственном опыте. В августе 2009 года он опускался на аппарате “Мир-1” ко дну Байкала. Всматриваться пришлось внимательно. Увиденное Путин потом назвал “густым супом из планктона”. Это при том, что в Байкале вода прозрачная. В Черном море – мутнее. Но специалистам нужно осматривать состояние ниток “Турецкого потока”. В свете последних событий важная вещь. Международная политика меняет отечественную науку, часто к лучшему. Ученые “Курчатовского института” теперь могут погрузится в глубины базовых исследований.

Плюс фундаментальная физика, особенно сейчас в связи с тем, что закончилась ЦЕРН, вот эти все западные проекты, и сюда возвращается огромное количество людей, большая часть – это люди из “Курчатовского института“, – подчеркнул глава центра.

Как раз накануне встречи пришло сообщение: с нашими учеными, которые работали в Швейцарии над созданием и экспериментами Большого адронного коллайдера, завершили сотрудничество. Зато в России их ждет много работы. Через несколько лет у нас будет лучшая исследовательская инфраструктура. В “Курчатовском институте” работает программа по созданию нескольких совершенно разных мегаустановок. Разработана так называемая “ядерная батарейка” – мобильный реактор малой мощности, что может автономно обеспечивать энергией поселки в Арктике и на севере страны. Есть разработки и для космоса.

Мы летаем сегодня в космос, как Мюнхгаузен на ядре. У нас двигатель РД-180 отработал три сотни секунд, дал пинка, и мы полетели по баллистическим траекториям, на которые мы не можем повлиять. Так вот, у нас сегодня есть прототипы двигателей, которые обеспечивают совершенно иную тягу, совершенно иные возможности, это для полета в дальний космос. Это первое. И, например, есть лунная станция на принципе батарейки “Селена”, прототип ее тоже“, – сообщил Ковальчук.

Еще одно важное направление работы – природоподобные технологии. Вот мозг, например, работает эффективнее современных вычислительных систем. Компьютер, пусть самый мощный на полупроводниках, потребляет огромное количество энергии, греет воздух, но в вычислительных способностях ограничен. Нужны системы и материалы, которые работают проще и эффективнее – нейроморфные.

Новые процессоры разработаны “Курчатовским институтом”. Энергии они потребляют в тысячу раз меньше, сделаны из новых, разработанных здесь же материалов.

“То есть любая вещь – материал. Любая. А чтобы создать материал, нужна энергия. То есть и энергетика, и материаловедение – это два вечных цивилизационных приоритета”, – подчеркнул Ковальчук.

А душа?” – поинтересовался президент.

И третий приоритет – это душа и интеллект, совершенно верно. Вот и все. Вот эти три, которыми мы теперь, я скажу вам, обладаем, я думаю, одними из лучших в мире, потому что, если бы мы не умели этого делать, мы бы не вышли в космос и не сделали бы атомную энергетику“, – ответил руководитель “Курчатовского института”.

Целый спектр разработок, о которых несколько лет назад могли говорить лишь в теории. В 2008 году по указу президента запустили проект создания национальных лабораторий “Курчатовского института”. Теперь Михаил Ковальчук представил отчет, как сам сказал, “перед прыжком”. Каким, впрочем, обсуждали уже не перед включенными камерами.